- Эпилог
- ЭПИЛОГ — заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, — часто без обозначения Э. Обыкновенно в эпилоге рассказывается о дальнейших событиях или состояниях того, что было изображено в законченном художественном произведении, и притом через некоторый промежуток времени, так что образуется перерыв в изложениях. Таковы, напр., эпилоги в некоторых поэмах Пушкина, романах Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Эпилог должен быть художественным рассказом, а не простым отчетом, напр., о позднейшей судьбе действующих в романе лиц. Это превосходно понимал Пушкин, отвечая в шутливой форме на требования некоторых друзей придать законченность своему роману «Евгений Онегин»: «Вы говорите справедливо, что странно, даже неучтиво роман, не конча, прерывать, отдав его уже в печать; что должно своего героя, как бы то ни было, женить, по крайней мере, уморить и, лица прочие пристроя, отдав им дружеский поклон, из лабиринта выслать вон». Подобным ложным пониманием художественной законченности подсказаны многие заключительные страницы произведений Тургенева, у которого наряду с таким прекрасным, могущим служить образцом, эпилогом, как в романе «Дворянское гнездо», встречаются иногда совершенно неимеющие художественного значения приписки и дополнения к предшествовавшему художественному изложению. Там, где художественная фантазия автора достигает границы, за которую она уже не простирается, лучше остановиться, чем закончить поэзию рассудочной прозой. Прав, как художник, Пушкин, оборвавший свой роман «Евгений Онегин» и Чехов, закончивший свой рассказ «Дом с мезонином» вопросом: «Где ты?», обращенным к героине. Эпилог следует отличать от нехудожественного послесловия (см. это слово).Иосиф Эйгес.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.